Дух Эфира
The Bureau: XCOM Declassified первй взгляд.
Не так давно в продажу вышла еще одна игра из серии X-Com. Получив ее по предзаказу я поиграл в нее и прошел. И теперь хотел бы высказать свое мнение о ней.
Начнем с того что это не стратегия, а шутер от 3го лица, камера весит за спиной вашего персонажа, вы же бегаете по уровню и уничтожаете все живое.
Предупреждаю сразу, те кто игру не прошел и хочет пройти, у меня будут спойлеры. И да опять же скажу сразу, от игры не стоит ожидать чего то великого как от ее прародителей, играть стоит и она достаточно интересна.
Действие игры происходит в 60ты годы, Америка и СССР в состоянии холодной войны, космическая и ядерная гонка. И в этот момент на Землю нападают пришельцы. Хотя для некоторых в Америке это оказывается не совсем неожиданностью. По крайней мере на территории США есть единственная шахта в которой добывают необычный элемент Элерий, который по своей мощности превосходит уран и плутоний вместе взятые, при этом имеет меньшее вредное воздействие. Возникает теория что сам элерий внеземного происхождения, что подтверждает найденный в шахте артефакт. Именно его и доставляет главный герой игры, везет он его на военную базу. Но в результате нападения лазутчика-пришельца артефакт попадает в героя, наделяя его некоторыми сверх способностями. На протяжении почти все игры мы будем играть за Уильяма Картера, хотя почти в самом конце придется его поменять. Очнувшись после нападения лазутчика мы обнаруживаем что на военную базу напали, а по всему миру началось полномасштабное наступление пришельцев. Вот и вся завязка сюжета.
Стоит сказать что история создания этой игры сложна и не совсем гладкая, по началу жанр у игры был шутер от первого лица, потом его сделали тактическим шутером от первого лица, а под конец тактическим шутером от третего лица. Так же метаморфозы приходили с сюжетной линией и некоторыми аспектами игры, в результате в игре обнаруживаются недочеты, не состыковки и глюк, как в сюжетной линии, так и в самой игре.
В самой перво же миссии где нам необходимо покинуть атакуемую базу, нам выдают первых помощников. И показывают тактическую систему, она происходит так, вы жмете кнопочку, игра включает сверхзамедленный режим (об этом серхзамедлении я расскажу подробнее потом) и позволяет раздавать команды вашей команде. При этом у вашего главного героя есть свои способности и использовать их вы можете только из тактического режима, ни каких горячих кнопок! Хотите полечится? Включайте тактический режим и только потом можно использовать хоткей. При этом для компьютерных игроков и консольных сделали разные интерфейсы, непонятно почему нельзя было адаптировать управление чтоб хотя бы главный герой мог использовать некоторые умения без этой долбежки по конке "пробел"? А теперь о сверхзамедленном режиме, по сути нажав пробел и включив тактический режим вы не останавливаете время, а лишь сильно его замедляете и раздавая приказы вам стоит это учитывать. Например, приказав одному солдату выстрелить критическим в противника и решив другим солдатом спровоцировать этого противника для увеличения урона вы можете не успеть, ибо пока приказываете второму первый медленно поднимет оружие и прицелится. В результате такого подхода к замедления стоит рассчитывать "тайминги". И все бы не чего, но у нас же есть способности которые действуют на точку! Например турели лазерные или ракетные, активировав умение вам надо "довести" курсор по земле к месту установки, а время то идет. Следующая проблема это круг действия умения, та же турель не может быть установлена в другом конце локации, и вам покажется круг в радиусе от персонажа в котором можно будет поставить эту турель, но тут есть 2 "но". Первое, вы ведете курсор установки по земле, так как будто это и есть турель, вы цепляетесь за препятствия и баррикады, поставит эту турель на крышу нельзя, если только это не крыша на которую можно зайти. Второе, вывести курсор за предел круга нельзя, вот и получается комичные ситуации когда вы пытаетесь выставить турель за баррикаду, а она большая и вы не можете пройти курсором за баррикаду, хотя находитесь прям рядом с ней. Хотя иногда игра позволяет все же перенести курсор через заграждения, но в условии хоть и замедленного, но все же идущего времени биться с системой не очень удобно. Еще один недостаток тактической системы в том что раздав приказы и сняв тактический режим, вы не можете перейти в тактический режим опять, пока розданные приказы не будут выполнены и это касается только вашего главного героя. Например, сказав своим помощникам использовать умения и сняв замедление, вы можете перейти в тактический режим сразу же и отменить часть приказов, но если вы скажете своему персонажу использовать умения 2, потом 3 и потом 5 и выйдя из тактического режима попадает под выстрел снайпера (например, во время выполнения умения 2) и почти потеряв все здоровье решите быстро полечится у вас ничего не выйдет! Вам придется ждать выполнения всех умения, и наедятся что вас не убьют или не кинут гранату.
Стоит теперь поговорить об ИИ. Игра очень сложная, даже на среднем уровне сложности. Противник прячется за укрытиями, использует гранаты и умения. И это интересно. Но ваши союзники тупы как пробки! Без приказов они бегают рядом с вами и вяло постреливают по противнику, Укрытия выбирают по принципу "ближе к командиру" а это значит даже если рядом будет укрытие с "полным щитом" они будут все равно укрываться за ящиком рядом с вами, это решается только принудительным приказом двигаться в укрытие. Но и тут есть подвох, приказав быть в укрытие не факт что они будут выполнять приказ так как надо. Враг кинул туда гранату и ваш солдат оттуда убежал, граната взорвалась, но обратно он бежать уже не станет, а побежит к командиру через все поле боя, наловив с десяток дыр в спину, а то и упав с потерей крови. Хотя у него и будет записано "охраняет точку". Да я понимаю убегать от гранат это нужно, но вернутся то к точек тоже не лишнее. Вот и получается что часть игры вы боретесь с ИИ ваших болванчиков раздавая приказы в "замедленном" но все же идущем режим (кстати опять же приказывая идти к точек вы проводите туда курсор, почему бы не сделать так чтоб курсором вы прокладываете маршрут движения?).
Бой же в игре постоянно проходит под одним клюем, это поиск патрон. У вас очень мало патрон, и по началу вашего оружия не достаточно чтоб убивать врагов эффективно. На простого сектоида надо 3+ выстрела, на более серьезных противников больше, не говоря уж о технике и бронированных целях. И не спасает рюкзак с дополнительными патронами. При этом ваши напарники и противники имеют безлимитный боезапас, в дополнение к этому у врага в кармане штамповщик гранат, у вас же их 3 (или 6 если взяли умение), поэтому вас просто заставляют перемещаться по полю боя и подбирать оружие и уходить из насиженных мест чтоб не получить урон от гранаты. Так же вам иногда придется менять полюбившееся оружие на другое, потому что это оружие падает с противника. Так под конце игры вам придется сменить лазерную винтовку на плазменную, просто потому что лазерная винтовка не падает с противников, а заряды для нее можно получить только в ящиках, коих мало. К слову "топовое" оружие плазменная винтовка хоть и сильнее по урону (плюс имеет свойство дожигания) имеет отвратный прицел и низкую меткость. А тяжелое оружие и вовсе имеет минимальный боезапас (у самого лучшего оружия в игре всего 3 заряда, при этом один уже в самом оружии). Да и вообще в игре с оружием какие то проблемы, не внятные пистолеты (даже плазменный), по сути 2 снайперские винтовки, 2 пулемета и 3-4 вида винтовок, из тяжелого оружия замечен пришельцевский бластер жрущий заряды, плазменный пулемет который "раскручивается" перед тем как послать в цель жгучие подарки со скорстью 20 встрелов в секунду и электрическая винтовка (в единственном экземпляре в самом конце игры). Где же образцы оружия 60тых? Где РПГ или гранатометы? Опять же в игре всего 2!!!! вида гранат, осколочная земная и липучая пришельцевская. Скудно, очень скудно. Есть еще так называемые рюкзаки которые дают определенные бонусы, но не смотря на их огромное количество я проходил с 2мя (один для главного героя, другой для напаринков) ибо все остальные бессмысленны и не выгодны.
Теперь поговорим о противниках, в игре всего пять разновидностей, сектоиды, чужие, мутоны, селикоиды-глоты, механические противники.
Сектоиды в этой игре представлены рабами, на шее у них контролирующие ошейники. Встречались и в прошлых играх
Чужие это основная раса и встречающая впервые, имеют множество подтипов: снайперы, техники, командиры и телепаты.
Мутоны, старые знакомые есть как простая разновидность с поведением "Танк с пулеметом" и есть продвинутые имеющие реактивный ранец для прыжков. Замечу что внешне мутоны похожи на мутонов из X-com:Enemy Unknown (2012)
Селикоиды-глоты так же были в старых играх серии, но немного в другом виде. Если в оригинале это живые существа, то тут это сборище наночастиц.
Механические противники это турели, дроны, улучшенные дроны и сектоподы, последние представляют собой сектоида запаенног в большом роботе.
Все противники так же делятся на 3 типа, простые, со щитом и бронированные. Помимо индивидуальных щитов есть еще и дистанционные которые даются тому или иному существу. Бронированные в игре только мутоны и сектоподы, броня на их теле разделяется на несколько сегментов и уничтожив броню на одном вы сможете наносить урон, при этом попав в сегмент где броня все еще есть урона не будет. И скажу вот что, бронированные твари самые опасные в игре и не потому что они прочные и трудно убиваемые, а потому что на них вы потратите ВЕСЬ свой боезапас и соберете все патроны на поле, убить первого сектопода в игре можно только если будете стрелять ему в спину, базовое оружие ему не нанесет ни какого урона.
О сюжете мало что можно сказать, при этом не раскрывая всей его сути. Но хочу сказать то что во время прохождения я замечал некоторые не состыковки или глюки, например Де Сильва, в одной из миссий в которой он заражается, мы говорим что справимся без его помощи и чтоб он шел на место эвакуации. Потом мы возвращаемся на базу где Де Сильву оплакивают и предлагают выпить за его покой. Дальше мы на базе помогаем ему излечится от заразы, а под самый конец Де Сильву записывают в мертвецы. Глюк или просто так криво написан сюжет. Есть еще в игре момент который к сюжету не относится, но не вписывается в общую картину. Это умения и то что изучают на базе. Например в самом начале у напарника есть лазерные турели, хотя изучать и разрабатывать их будут после 3-4х миссий на базе Бюро, то же самое и с селикоидами и дронами, вы начнете использовать их раньше чем их изучат на базе. С умениями в игре есть и забавные моменты, так умение разведчика "Поддержка артиллерии", это умение работает не только на открытых пространствах но и в космосе и в зданиях,и даже под землей.
Интересный поворот происходит почти к концу игры, где главную роль играет уже САМ игрок, то есть ВЫ которые сидите по ту сторону монитора. Очень интересно сделано. Но это стоит увидеть самому.

По сути игра стоит своих денег, и есть надежда что подобных игр будет чуть больше. Так как вселенной X-Com не везет на шутеры. Эта же игра создаст платформу и возможно последующие игры будут лучше. Я уверен что недочеты в The Bureau появились из за постоянной переделки игры и надеюсь что это не убьет дальнейшие развитие этого направления.
Жалко что в игре нету того исследовательского момента как в стратегии, вы не влияете на исследования и производство, будучи найденным оружие останется с вами на всегда и боеприпасы будут постоянны. Вам не придется строить базу и укрепления. Жаль что из игры убрали все эти моменты (а они были, по крайний мере в планах).
Игра перестала быть тем X-Com и стала простым шутером во вселенной X-Com. Но это не уменьшает ценности игры, фанатам серии будет играть не так интересно, но поиграть стоит. Моя оценка игры 8 из 10.

@темы: Рассуждения, Компьютер, Игры, Third-person shooter, The Bureau: XCOM Declassified